Самое удивительное - что кукла появляется из ничего.
Реальность из воображения. Толчок вдохновения дает востребованность. Это кому-то надо. Или автору надо что-то очень важное сообщить людям. Самовыразиться и запечатлеть свои мысли и чувства в виде материального чущества - куклы.
Но бывает и проще. Вот, например, смотрю - идет навстречу дядька в шапке, и нос у него смешной и шмыгает. И я
думаю: "Ах. какого хорошего ежика можно сделать из его шапки, просто руки чешутся". И чтобы руки не чесались -
быстро бегу домой и леплю лицо дядьки в виде морды ежика из пластилина. Со слепка из пластилина снимаю гипсовую
форму. И уже по гипсовой форме выклеиваю папье-машовую "морду лица" ежика. Шесть слоев газетки - и в руках
вполне выразительная и крепкая голова ежика. Я ее левкашу (грунтую) и расписываю. Тельце шью из какого-нибудь
одинокого носка. У творческих и увлеченных своим делом людей все носки, как правило, одинокие. Ну, лапки
тоже можно сшить из утерявшей свою подругу перчатки. Получается ежик - но голенький, без иголок. Ну где же ты,
дядька и шапка? Нету, он уже неизвестно где. Грустно - и ежика голенького жаль. Вот и берешь свою единственную
самую любимую меховую шапку и смело выкраиваешь из нее пальтишко - шкурку ежику.
Если художник-кукольник добрый, он всегда отдаст свои вещи своим произведениям. Первая заповедь каждого,
пусть еще очень маленького, но уже настоящего творца - "искусство требует жертв". Ибо, принося жертвы искусству, художник начинает верить в себя. Каждый приносит жертвы по-своему. Мне нравится отдавать куклам "свою последнюю рубашку".
Куклами я занимаюсь
с тех пор, как стала играть в игрушки. То снежную бабу ненароком слепишь, то сделаешь кораблик их бумажки. То
вырежешь из маминой бельичьей шубы разбойничью маску. То отрежешь кусочек от папиного свитера, пришьешь
хвостник и глазки - вот и мышка. Мои папа и мама не художники, они геологи.
И они совсем не радовались куклам из их самой любимой одежды. Правда, я старалась зря их не огорчать.
Тихо открывала шкаф - и вырезала совсем крошечный кусочек - где-то ближе к середине.
Или отрежу кусочек одеяла - на хвост ручалке. Никто ведь из спящих обычно не бывает длинней своего одеяла. Но папа и мама - даже спустя много времени так бурно - но не весело - обнаруживали следы моего творческого пути по их одежде, что я даже запомнила все свои поделки-проделки.
Вот так и получилось,
что куклами я занимаюсь больше тридцати лет. Правда, последние 25 лет - уже с профессиональным образованием театрального художника. Работаю я практически во всех технологиях: папье-маше, фарфор, архангельская керамика, современные материалы: маделин, пластика, текстиль, макраме, плетение, вязание, аппликация и роспись по ткани, вышивка бисером. Как-то все получилось очень удачно - лепить и рисовать, шить и разрабатывать образ я умею профессионально. А добрая природа наделила меня склонностью к рукоделию. Кукла - это ведь сложный синтез скульптуры, графики и живописи, работы с каркасами из металла - и все это возможно только в тесном содружестве с ниткой и иголкой.
|